Настройте меню в панели администратора

  • LOGIN
  • Корзина пуста.

Вход

Объективы. Часть 7: Типичные проблемы объективов

Скачать всю статью в PDF формате

В этой части мы рассмотрим наиболее типичные проблемы объективов и как их можно минимизировать.

Засветка

Засветка проявляется на конечном снимке в виде полупрозрачных фигур и полос света. При засветке снижается также контрастность картинки. Эта проблема часто имеет место при съёмке в контровом свете или когда солнце находится близко к границам кадра. Зум-объективы более подверженны данной проблеме, чем фиксы.

Таким образом, если вы не хотите получить засветку на своих фото, рекомендуется использовать фиксы. Так же ослабить эффект засветки помогают бленды и любое другое заграждение, препятсвуещее прямому попаданию света на переднюю линзу объектива.

Если же засветка прокралась на фото и переснять его не удастся, то удалить световые пятна поможет фотошоп, точнее, инструмент Клонирование. Восстановить контрастность помогут уровни и кривые.

Виньетирование

Виньетирование и нежелательное затемнение углов кадра вызвано тем фактом, что меньше света достигает границ кадра по сравнению с его центром. Феномен зависит от оптической конструкции объектива, от используемых оптических фильтров и от того, что свет падает на диафрагму под очень острым углом. Больше всего данной проблеме подвержены широкоугольники, особенно если использовать их с сильно открытой диафрагмой. Виньетирование хорошо заметно на однородном фоне, как, например, небо.

Для минимизации проблемы физически необходимо снимать без фильтров, увеличивать фокусное расстояние и использовать бленду. С оптической точки зрения необходимо закрывать диафрагму. Наконец, программно эту проблемы можно иногда решить в процессе проявки RAW (например, Adobe Camera RAW имеет необходимые функции на вкладке Advanced) либо средствами фотошопа (Filter->Distort->Lens Correction)

Бочкообразная дисторсия

Бочкообразная дисторсия — это проблема линз: прямые линии искривляются тем больше, чем дальше они расположены от центра, образуя при этом перспективу бочонка. Эта проблема характерна для широкоугольников и на архитектурных снимках.

Избежать при съёме этой проблемы невозможно. Но её можно минимизировать при постобработке в фотошопе: Filter->Distort->Lens Correction и переместим вправо рычажок Remove Distortion.

Подушкообразная дисторсия

Данная проблема противоположна предыдущей и проявляется тем, что линии у границ кадра выглядят вогнутыми к центру. Проблема присуща телеобъективам, особенно на длинном конце, и компактным камерам.

Во время съёмки эту пробдему можно уменьшить, если использовать более короткие фокусные расстояния и помещать объект съёмки подальше от границ кадра.

В фотошопе используем фильтр Filter->Distort->Lens Correction и перемещаем влево рычажок Remove Distortion.

Хроматические аберрации

Эта проблема возникает вследствие того, что все цвета преломляются по-разному. Поэтому разные световые составляющие одного цвета фокусируются в разные точки кадра. На самой фотографии это видно, как цветные линии (обычно пурпурного цвета) вокруг основного конура объекта, особенно если объект контрастен по сравнению с фоном или снимался в контровом свете.

Эта проблема в наибольшей мере проявляет себя в длинных телеобъективах и в широкоугольниках, а цифровые камеры ещё больше усугубляют проблему. Апохроматические объективы (APO) или объективы с ультра-низкой дисперсией были сконструированы как раз так, чтобы устранить данную проблему. Но они очень дорогостоящи.

Хроматические аберрации можно устранить в фотошопе всё тем же фильтром Filter->Distort->Lens Correction при помощи настройки Cromatic Aberration опций. Увеличить эффективность этого фильтра можно, устранив цветовой шум: Filter->Noise->Reduce Noise с максимальной по вкусу (следите, чтобы общий цвет картинки не стал блеклым) опцией Reduce Color Noise.

Читайте также

  1. Объективы. Часть 8: FAQ по объективам
  2. Объективы. Часть 7: Типичные проблемы объективов
  3. Объективы. Часть 6: Использование
  4. Объективы. Часть 5: Макро и стандартные дискретники
  5. Объективы. Часть 4: Телеобъективы
  6. Объективы. Часть 3: Широкоугольники
  7. Объективы. Часть 2: Диафрагма и ГРИП
  8. Объективы. Часть 1: Основные элементы объектива. Фокусное расстояние. Кроп-фактор

Оригинал статьи на итальянском языке опубликован в журнале Digital Camera Magazine №48 (март, 2007). Иллюстрирующие фотографии взяты из оригинальной статьи.

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
06.05.2018
Наталия Македа © Все права защищены.